С выдрой на рыбалку/летняя рыбалка

401

С.П. Кучеренко Звери у себя дома 1079г.
Выдра замечательно приспособлена к полуводному образу жизни, причем в воде чувствует себя значительно лучше, чем на суше. Можно сказать, что выдра— зверь земноводный. Ныряя в воду, она закрывает уши и ноздри специальными клапанами. Плавает как рыба. От ее стремительных рывков не увернуться ни щуке, ни ленку, ни тайменю. Без видимых усилий выдра поднимается по быстрым речным перекатам. Не показываясь на поверхность три-четыре минуты, она способна проплыть под водой около 150—200 метров. Ее движения на суше менее уверенны, хотя она нередко преодолевает «пешком» большие расстояния—до 15—20 километров в сутки.

У выдры очень плотное, вытянутое, несколько приплюснутое, хорошо обтекаемое и гибкое тело, покрытое густым коротковолосым «водонепроницаемым» мехом темно-коричневого цвета с серебристым налетом на шее, груди и брюхе. Ноги короткие, с плавательными перепонками между пальцев. Хвост длинный, мускулистый, толстый у основания и немного уплощенный. Голова небольшая, приплюснутая, с плавно закругленной мордой, маленькими ушами и осмысленными, выразительными глазами. Длина тела взрослой выдры достигает метра, хвост — 50—55 сантиметров. Крупные самцы весят 8—10 килограммов, самки — заметно меньше.

Как-то летним днем я сидел на обрывистом берегу морского залива,- отдыхая от трудного перехода. Погода была тихой и солнечной, а море—блестящим и ласко- вым. Валы невысокой зыби ласкали прибрежные камни да осторожно колыхали водоросли. В глубокой прозрачной воде хорошо были видны суетливые стайки рыб, разноцветные зонты ленивых медуз, одинокая нерпа, увлеченная «рыбалкой».

Вдруг из-за недалекого мысочка живыми торпедами ворвались в поле моего зрения две выдры — большая и поменьше. Наверное, мать с выросшим дитем. До чего же красиво, грациозно выглядели зверьки! Это были сгустки энергии, стремительности и ловкости. Плавали они виртуозно: то быстро гнали свои тела конвульсивными извивами вверх-вниз, вправо-влево; то вдруг вбуравливались в водную толщу винтообразными движениями хвоста, плотно прижав лапы к телу, то превращались в маленьких дельфинов, копируя дельфинью манеру плавания. Наслаждаясь своим мастерством, выдры вдруг начинали, вытянувшись в струну, бешено вертеться вокруг своих продольных осей, покрываясь серебристыми пузырьками, потом врезались в рыбьи стаи, разбивая их, а то застывали в неподвижности, распластавшись, как бы повиснув в воде. Вырвавшись на водную гладь, они засвистели разбойничьим свистом, пугая чаек, и исчезли за тем же мысом, оставив после себя расплывающиеся круги и усы мелких волн.

Речная выдра распространена по земному шару очень широко, ее нет, пожалуй, лишь в Австралии, на Мадагаскаре, океанических островах да в таких безводных краях, как Аравия или Сахара. Реки Приморья и Приамурья с их чистой холодной водой, многочисленными плесами, перекатами, заливами, протоками, ключами и родниками, с лесами, вплотную подступающими к берегам, очень благоприятны для обитания выдры. Они изобилуют кормом: рыбой, раками, моллюсками и земноводными. А берега с наносными отложениями, с нависающими дернинами и под- мытыми корнями деревьев очень удобны для устройства нор. Частые заломы перегораживают русла, а завалы вдоль берегов затрудняют подходы человеку, и это все создает прекрасные защитные условия для выдры. Зимой будто бы специально для нее созданы «пустоледья», незамерзающие полыньи и ключи.

width=208