- Сообщения
- 3,093
- Реакции
- 7,516
- Баллы
- 0
Прогремевший в советское время на экранах фильм «Пираты ХХ века» многие тогда посчитали чистой выдумкой его авторов. Ну, как, скажите, современное морское судно, оснащенное мощными двигателями и космической связью и, главное, экипиро-ванное сплоченным, «преданным идеям партии и правительства» бойким экипажем, может стать добычей морских разбойни-ков на утлых лодчонках? Между тем воды Индийского океана в районе Явы и Суматры многие капитаны уже давно предпочи-тали обходить стороной. Вооруженные автоматическим скорострельным оружием на быстроходных катерах индонезийские морские бандиты стали здесь серьезной угрозой судоходству. А район «Африканского рога» и прибрежные воды Сомали не-сколько последних лет превратились в самую настоящую флибустьерскую зону, где были подорваны или задержаны с целью получения выкупа несколько десятков океанских сухогрузов. Масштабы пиратства достигли такого размаха, что меры борьбы с ним обсуждаются в ООН, а Россия и США отправляют в этот район свои боевые корабли.
А между тем воды Атлантики и Индийского океана, омывающие Африку, во все времена представляли опасность для морепла-вателей. Там «баловались» не только пираты, но и профессиональные диверсанты: так, в 80-х годах ХХ века только у бере-гов Анголы было подорвано более 15 гражданских судов, принадлежащих различным странам и компаниям. Случались и по-пытки захвата и грабежа наших рыболовных судов, ведших промысел у берегов Африки.
Под защитой советского ВМФ
Однака в те времена у экипажей судов, плавающих под флагом СССР, да и у команд кораблей дружественных нам стран, в Ат-лантике и Индийском океанах существовало надежное прикрытие в лице славного советского Военно-морского флота. И это не фраза. Так, например, районы центральной и южной Атлантики в 70-х и 80-х годах ХХ века патрулировались 30-й опера-тивной бригадой - крупным элитным соединением советского ВМФ, в составе которого находилось до 30 крупных боевых ко-раблей, подводных лодок и вспомогательных судов Северного, Балтийского и Черноморского флотов. В разное время в этом регионе несли службу тяжелый авианосный крейсер «Минск», противолодочный крейсер «Москва», большие противолодоч-ные корабли «Образцовый», «Жгучий», «Гремящий», большие десантные корабли «Красная Пресня», «Петр Ильичев», «Огне-вой» и другие.
Капитан 2 ранга Александр Кибкало после окончания военно-морской академии в 1983 году был назначен на должность на-чальника штаба 30-й оперативной бригады. «Нашей зоной ответственности, - рассказывает Александр Александрович, - бы-ли центральная и южная Атлантика. Там располагались основные маршруты океанских перевозок из стран Индийского океа-на, африканских стран в Европу, Северную и Южную Америку. Здесь же находились и богатейшие районы рыболовства. Со-ветский рыболовный флот ежегодно вылавливал у берегов Анголы сотни тысяч тонн рыбы, часть из которой предназначалась ангольцам в уплату за возможность промысла у ее берегов.
Для кратковременного отдыха, пополнения запасов и проведения ремонтных работ корабли нашего соединения заходили в порт Луанды. Швартовались у стенки военно-морской базы. На причалах располагались склады с продовольствием и другими запасами. Обычно у пирса в Луанде стояли один-два БДК, БПК, плавмастерская (пээмка), танкер, вспомогательные суда. Ос-тальные в это время выполняли свои задачи в океане либо находились на другой «опорной базе» бригады - в порту гвиней-ского Конакри. За 15 лет советско-ангольского военного сотрудничества в Луанде побывало несколько десятков боевых ко-раблей Северного, Балтийского и Черноморского флотов».
Корабли советского ВМФ охраняли не только рыболовный флот, но и сопровождали крупнотоннажные транспорты с оружием и боеприпасами, направлявшимися из СССР и Кубы в Анголу, Мозамбик, Гвинею-Бисау и другие страны. С этими государствами у СССР имелись соответствующие соглашения на оказание военной помощи: молодые африканские государства, провозгла-сившие независимый путь развития, нередко сталкивались с активизацией вооруженной оппозиции и неприкрытым воору-женным давлением со стороны других государств. Наша и кубинская помощь позволила многим из них выжить и сохранить свою независимость и территориальную целостность.
Мощный сдерживающий фактор
Надо сказать, что местное военное командование успешно пользовалось присутствием советских боевых кораблей в терри-ториальных водах своих стран. Например, когда обострялась обстановка на границе Анголы с оккупированной ЮАР Намиби-ей, тут же следовала просьба министра обороны, а то и президента страны о перебазировании советских боевых кораблей в ближайшие к границе порты - Намиб (Мосамедиш) и Порту-Алешандре. Присутствие наших боевых кораблей там являлось мощным сдерживающим фактором для режима ЮАР, проводившего агрессивную политику по отношению к Анголе.
Конечно, главная задача у советских экипажей была скорее психологической, но артиллерийские, ракетные и бомбометные установки были готовы в любой момент открыть огонь, а бортовые РЛС работали в боевом режиме. В присутствии наших ко-раблей авиация ЮАР, свободно проникающая на сотни километров в глубь территории Анголы, старательно избегала даже приближаться к побережью. Одновременно экипажи осуществляли «противодиверсионные мероприятия», направленные про-тив боевых пловцов. Эта опасность была реальной.
Разведывательно-диверсионные группы южноафриканской армии и оппозиционного ангольского движения УНИТА не раз со-вершали попытки пустить на дно корабли, стоящие на рейде ангольских портов. Так, в ночь с 5 на 6 июня 1986 года боевые пловцы ЮАР заминировали и взорвали в порту Намиб советские сухогрузы «Капитан Чирков» (16000 т водоизмещения), «Ка-питан Вислобоков» (12000 т), доставившие около 20 тысяч тонн оружия, боеприпасов для ангольской армии, партизан СВАПО и АНК, а также кубинский пароход «Habana» (6000 т) с грузом продовольствия. Эту операцию удалось беспрепятственно осу-ществить только потому, что в Намибе в тот момент не оказалось ни одного советского боевого корабля...
«Профилактическое» гранатометание
Кроме того, в противодиверсионных целях акваторию порта патрулировали катера и резиновые надувные лодки с мощными моторами. А находившиеся в них наши военнослужащие производили «профилактическое гранатометание», т.е. во время движения в воду с интервалом в 1-2 минуты сбрасывались гранаты-лимонки. Если подводный диверсант находился в это вре-мя в воде, то он получал во время взрыва сильнейший динамический удар, терял сознание и всплывал, как глушеная рыба. В интервалах между патрулированием эти зоны обстреливались из корабельных реактивных гранатометов.
А. Кибкало вспоминает: «На верхней палубе каждого корабля нашей бригады круглосуточно неслась вахта противодействия ПДСС (подводным диверсантам их силам и средствам). Что это значило? По периметру корабля круглосуточно, с интервалом в 10-15 метров стояли вооруженные вахтенные наблюдающие за поверхностью воды в ближней зоне. Ночью мощные прожек-тора, установленные по бортам, освещали поверхность воды. Вахтенные на верхней палубе были вооружены еще и граната-ми. Помимо профилактического гранатометания с интервалом от 10 до 20 минут, которое каждый из них проводил по распи-санию, они немедленно, без предупреждения забрасывали гранатами и открывали огонь из автоматов по воздушным пузырям или любому предмету, обнаруженному вблизи корабля. Однако часто под обстрел попадали крупные обитатели морских глу-бин, в основном акулы или черепахи, а то и просто мусор-плавняк: все это легко можно было принять за боевых пловцов. Но за это никого не наказывали. В сутки мы выбрасывали в залив более пятисот гранат. Понимали, что в этом залог нашей безо-пасности».
Однако этими мерами охватить все приходящие в порт корабли было невозможно. Приоритетом пользовались советские суда, прибывающие с важными и опасными грузами: оружием, боевой техникой, боеприпасами, взрывчаткой. Поэтому диверсии все же случались. Так, 30 июля 1984 г. на внутреннем рейде порта Луанды были подорваны два судна. Первое, «Arendsee», при-надлежало ГДР, второе, «Luandge», - Анголе (по другим сведениям, ангольское судно называлось «Lundoge»). У борта каждо-го сработали по две диверсионные мины. На обоих судах находился груз для министерства обороны Анголы. В штаб совет-ской военной миссии и посольство СССР в Луанде поступили сведения, что на борту «немца» может находиться крупный груз боеприпасов...
Диверсанты рассчитал точно, но...
Подрыв ангольского и немецкого судов произошел в ночь с пятницы на субботу, когда вся Луанда готовилась не только к уи-кенду, но и к предстоящему празднику. В субботу 1 августа город собирался торжественно отметить очередную годовщину создания ангольской армии - ФАПЛА. Эти события хорошо помнит Александр Кибкало: «На носу были выходные, мы как обыч-но, отправили шифровки с «недельными» докладами в Москву и на флот своему командованию. Наша страна в субботу и вос-кресенье отдыхала. Мы тоже надеялись на отдых».
Однако отдыхать не пришлось. 30 июля в 19 часов 12 минут оперативный дежурный по бригаде сообщил: «С внешнего на внутренний рейд бухты входит грузовой транспорт Германской Демократической Республики «Arendsee», порт приписки Рос-ток». А в 21 час 40 минут неожиданно последовало сообщение от сигнальщика флагманского БПК «Образцовый»: «Вижу два взрыва в районе ватерлинии правого борта на транспорте «Arendsee». На кораблях бригады немедленно объявили боевую тревогу. Командир бригады капитан 2 ранга Василий Бабин приказал готовить корабли к выходу в море.
Сложность ситуации состояла в том, что немецкий транспорт был подорван точно на входном фарватере в бухту Луанды. Ди-версанты рассчитали точно: если бы судно сразу затонуло, то перекрыло бы кораблям 30-й бригады выход из военно-мор-ской базы в открытый океан. И советские военные суда оказались бы в капкане! Этого нельзя было допустить. Поэтому наши военные моряки, не дожидаясь санкции ангольских властей - в ночь с пятницы на субботу рассчитывать на них было беспо-лезно, - начали действовать. По радио из рыбного порта, находившегося неподалеку, был срочно вызван советский спаса-тельный буксир «Неотразимый», приписанный к эстонскому минрыбпрому. Ему была поставлена задача отбуксировать немец-кое судно, которое еще держалось на плаву, и освободить фарватер. А тем временем оперативная группа во главе с А. Киб-кало двинулась на быстроходном катере к подорванному «Arendsee».
«При подходе к немецкому транспорту мы отчетливо увидели две пробоины в его правом борту, - вспоминает Александр Киб-кало. Одна большая, размерами два на полтора метра в кормовой части в районе ватерлинии. Через нее вода поступала в машинное отделение. Вторая ближе к носу, чуть ниже ватерлинии. Транспорт пока держался на плаву. Я поднялся на борт «Arendsee» и прошел к капитану. Им оказался плотный седоватый мужчина лет 55 по имени Мартин Кассан. Хотя внешне он выглядел спокойным, но явно был растерян. На мой вопрос, с чем прибыл корабль, капитан, помявшись, сказал, что в трюме находится специальный груз для министерства обороны Анголы. Это был крайне неприятный сюрприз».
Чем были заполнены трюмы «Arendsee», в тот момент не смог бы сказать точно НИКТО. Ответственных лиц из минобороны Анголы - заказчика груза найти не удалось. Капитан судна, конечно, мог бы прояснить ситуацию. Но и он досконально не владел ситуацией, несмотря на имевшиеся документы. В порту отправки грузили ящики, контейнеры... А что в них? Так уж по-велось, что экипажи судов, направляющихся в воюющую Анголу, знали, что если в «коносаменте» значилось «груз для мин-обороны» - это могло означать все что угодно. От запчастей к автомобилям до ракет «земля-воздух». А когда Кибкало выяс-нил, что согласно документам большая часть груза «Arendsee» предназначена даже не для ангольских военных, а для парти-зан СВАПО, нелегально ведущих с территории Анголы боевые действия против южноафриканских войск с применением ди-версионных средств, напряжение среди спасателей еще больше возросло. Для ликвидации чрезвычайной ситуации на судне с опасным грузом нужно было действовать быстро и решительно.
Под защитой советского ВМФ
Однака в те времена у экипажей судов, плавающих под флагом СССР, да и у команд кораблей дружественных нам стран, в Ат-лантике и Индийском океанах существовало надежное прикрытие в лице славного советского Военно-морского флота. И это не фраза. Так, например, районы центральной и южной Атлантики в 70-х и 80-х годах ХХ века патрулировались 30-й опера-тивной бригадой - крупным элитным соединением советского ВМФ, в составе которого находилось до 30 крупных боевых ко-раблей, подводных лодок и вспомогательных судов Северного, Балтийского и Черноморского флотов. В разное время в этом регионе несли службу тяжелый авианосный крейсер «Минск», противолодочный крейсер «Москва», большие противолодоч-ные корабли «Образцовый», «Жгучий», «Гремящий», большие десантные корабли «Красная Пресня», «Петр Ильичев», «Огне-вой» и другие.
Капитан 2 ранга Александр Кибкало после окончания военно-морской академии в 1983 году был назначен на должность на-чальника штаба 30-й оперативной бригады. «Нашей зоной ответственности, - рассказывает Александр Александрович, - бы-ли центральная и южная Атлантика. Там располагались основные маршруты океанских перевозок из стран Индийского океа-на, африканских стран в Европу, Северную и Южную Америку. Здесь же находились и богатейшие районы рыболовства. Со-ветский рыболовный флот ежегодно вылавливал у берегов Анголы сотни тысяч тонн рыбы, часть из которой предназначалась ангольцам в уплату за возможность промысла у ее берегов.
Для кратковременного отдыха, пополнения запасов и проведения ремонтных работ корабли нашего соединения заходили в порт Луанды. Швартовались у стенки военно-морской базы. На причалах располагались склады с продовольствием и другими запасами. Обычно у пирса в Луанде стояли один-два БДК, БПК, плавмастерская (пээмка), танкер, вспомогательные суда. Ос-тальные в это время выполняли свои задачи в океане либо находились на другой «опорной базе» бригады - в порту гвиней-ского Конакри. За 15 лет советско-ангольского военного сотрудничества в Луанде побывало несколько десятков боевых ко-раблей Северного, Балтийского и Черноморского флотов».
Корабли советского ВМФ охраняли не только рыболовный флот, но и сопровождали крупнотоннажные транспорты с оружием и боеприпасами, направлявшимися из СССР и Кубы в Анголу, Мозамбик, Гвинею-Бисау и другие страны. С этими государствами у СССР имелись соответствующие соглашения на оказание военной помощи: молодые африканские государства, провозгла-сившие независимый путь развития, нередко сталкивались с активизацией вооруженной оппозиции и неприкрытым воору-женным давлением со стороны других государств. Наша и кубинская помощь позволила многим из них выжить и сохранить свою независимость и территориальную целостность.
Мощный сдерживающий фактор
Надо сказать, что местное военное командование успешно пользовалось присутствием советских боевых кораблей в терри-ториальных водах своих стран. Например, когда обострялась обстановка на границе Анголы с оккупированной ЮАР Намиби-ей, тут же следовала просьба министра обороны, а то и президента страны о перебазировании советских боевых кораблей в ближайшие к границе порты - Намиб (Мосамедиш) и Порту-Алешандре. Присутствие наших боевых кораблей там являлось мощным сдерживающим фактором для режима ЮАР, проводившего агрессивную политику по отношению к Анголе.
Конечно, главная задача у советских экипажей была скорее психологической, но артиллерийские, ракетные и бомбометные установки были готовы в любой момент открыть огонь, а бортовые РЛС работали в боевом режиме. В присутствии наших ко-раблей авиация ЮАР, свободно проникающая на сотни километров в глубь территории Анголы, старательно избегала даже приближаться к побережью. Одновременно экипажи осуществляли «противодиверсионные мероприятия», направленные про-тив боевых пловцов. Эта опасность была реальной.
Разведывательно-диверсионные группы южноафриканской армии и оппозиционного ангольского движения УНИТА не раз со-вершали попытки пустить на дно корабли, стоящие на рейде ангольских портов. Так, в ночь с 5 на 6 июня 1986 года боевые пловцы ЮАР заминировали и взорвали в порту Намиб советские сухогрузы «Капитан Чирков» (16000 т водоизмещения), «Ка-питан Вислобоков» (12000 т), доставившие около 20 тысяч тонн оружия, боеприпасов для ангольской армии, партизан СВАПО и АНК, а также кубинский пароход «Habana» (6000 т) с грузом продовольствия. Эту операцию удалось беспрепятственно осу-ществить только потому, что в Намибе в тот момент не оказалось ни одного советского боевого корабля...
«Профилактическое» гранатометание
Кроме того, в противодиверсионных целях акваторию порта патрулировали катера и резиновые надувные лодки с мощными моторами. А находившиеся в них наши военнослужащие производили «профилактическое гранатометание», т.е. во время движения в воду с интервалом в 1-2 минуты сбрасывались гранаты-лимонки. Если подводный диверсант находился в это вре-мя в воде, то он получал во время взрыва сильнейший динамический удар, терял сознание и всплывал, как глушеная рыба. В интервалах между патрулированием эти зоны обстреливались из корабельных реактивных гранатометов.
А. Кибкало вспоминает: «На верхней палубе каждого корабля нашей бригады круглосуточно неслась вахта противодействия ПДСС (подводным диверсантам их силам и средствам). Что это значило? По периметру корабля круглосуточно, с интервалом в 10-15 метров стояли вооруженные вахтенные наблюдающие за поверхностью воды в ближней зоне. Ночью мощные прожек-тора, установленные по бортам, освещали поверхность воды. Вахтенные на верхней палубе были вооружены еще и граната-ми. Помимо профилактического гранатометания с интервалом от 10 до 20 минут, которое каждый из них проводил по распи-санию, они немедленно, без предупреждения забрасывали гранатами и открывали огонь из автоматов по воздушным пузырям или любому предмету, обнаруженному вблизи корабля. Однако часто под обстрел попадали крупные обитатели морских глу-бин, в основном акулы или черепахи, а то и просто мусор-плавняк: все это легко можно было принять за боевых пловцов. Но за это никого не наказывали. В сутки мы выбрасывали в залив более пятисот гранат. Понимали, что в этом залог нашей безо-пасности».
Однако этими мерами охватить все приходящие в порт корабли было невозможно. Приоритетом пользовались советские суда, прибывающие с важными и опасными грузами: оружием, боевой техникой, боеприпасами, взрывчаткой. Поэтому диверсии все же случались. Так, 30 июля 1984 г. на внутреннем рейде порта Луанды были подорваны два судна. Первое, «Arendsee», при-надлежало ГДР, второе, «Luandge», - Анголе (по другим сведениям, ангольское судно называлось «Lundoge»). У борта каждо-го сработали по две диверсионные мины. На обоих судах находился груз для министерства обороны Анголы. В штаб совет-ской военной миссии и посольство СССР в Луанде поступили сведения, что на борту «немца» может находиться крупный груз боеприпасов...
Диверсанты рассчитал точно, но...
Подрыв ангольского и немецкого судов произошел в ночь с пятницы на субботу, когда вся Луанда готовилась не только к уи-кенду, но и к предстоящему празднику. В субботу 1 августа город собирался торжественно отметить очередную годовщину создания ангольской армии - ФАПЛА. Эти события хорошо помнит Александр Кибкало: «На носу были выходные, мы как обыч-но, отправили шифровки с «недельными» докладами в Москву и на флот своему командованию. Наша страна в субботу и вос-кресенье отдыхала. Мы тоже надеялись на отдых».
Однако отдыхать не пришлось. 30 июля в 19 часов 12 минут оперативный дежурный по бригаде сообщил: «С внешнего на внутренний рейд бухты входит грузовой транспорт Германской Демократической Республики «Arendsee», порт приписки Рос-ток». А в 21 час 40 минут неожиданно последовало сообщение от сигнальщика флагманского БПК «Образцовый»: «Вижу два взрыва в районе ватерлинии правого борта на транспорте «Arendsee». На кораблях бригады немедленно объявили боевую тревогу. Командир бригады капитан 2 ранга Василий Бабин приказал готовить корабли к выходу в море.
Сложность ситуации состояла в том, что немецкий транспорт был подорван точно на входном фарватере в бухту Луанды. Ди-версанты рассчитали точно: если бы судно сразу затонуло, то перекрыло бы кораблям 30-й бригады выход из военно-мор-ской базы в открытый океан. И советские военные суда оказались бы в капкане! Этого нельзя было допустить. Поэтому наши военные моряки, не дожидаясь санкции ангольских властей - в ночь с пятницы на субботу рассчитывать на них было беспо-лезно, - начали действовать. По радио из рыбного порта, находившегося неподалеку, был срочно вызван советский спаса-тельный буксир «Неотразимый», приписанный к эстонскому минрыбпрому. Ему была поставлена задача отбуксировать немец-кое судно, которое еще держалось на плаву, и освободить фарватер. А тем временем оперативная группа во главе с А. Киб-кало двинулась на быстроходном катере к подорванному «Arendsee».
«При подходе к немецкому транспорту мы отчетливо увидели две пробоины в его правом борту, - вспоминает Александр Киб-кало. Одна большая, размерами два на полтора метра в кормовой части в районе ватерлинии. Через нее вода поступала в машинное отделение. Вторая ближе к носу, чуть ниже ватерлинии. Транспорт пока держался на плаву. Я поднялся на борт «Arendsee» и прошел к капитану. Им оказался плотный седоватый мужчина лет 55 по имени Мартин Кассан. Хотя внешне он выглядел спокойным, но явно был растерян. На мой вопрос, с чем прибыл корабль, капитан, помявшись, сказал, что в трюме находится специальный груз для министерства обороны Анголы. Это был крайне неприятный сюрприз».
Чем были заполнены трюмы «Arendsee», в тот момент не смог бы сказать точно НИКТО. Ответственных лиц из минобороны Анголы - заказчика груза найти не удалось. Капитан судна, конечно, мог бы прояснить ситуацию. Но и он досконально не владел ситуацией, несмотря на имевшиеся документы. В порту отправки грузили ящики, контейнеры... А что в них? Так уж по-велось, что экипажи судов, направляющихся в воюющую Анголу, знали, что если в «коносаменте» значилось «груз для мин-обороны» - это могло означать все что угодно. От запчастей к автомобилям до ракет «земля-воздух». А когда Кибкало выяс-нил, что согласно документам большая часть груза «Arendsee» предназначена даже не для ангольских военных, а для парти-зан СВАПО, нелегально ведущих с территории Анголы боевые действия против южноафриканских войск с применением ди-версионных средств, напряжение среди спасателей еще больше возросло. Для ликвидации чрезвычайной ситуации на судне с опасным грузом нужно было действовать быстро и решительно.
Последнее редактирование: